Вот уже совсем скоро мы отметим праздник — 75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Всем, кто выстоял, победил и помогал фронту — наш низкий поклон и неиссякаемое «спасибо» за отвоёванный мир. Да, победа досталась нелегко, усилиями всего народа, в том числе и детского труда.
Дети войны. На их долю выпало немало бед: страшная война, голод, холод, разруха и тяжёлый, непосильный труд. Сегодня им уже далеко за семьдесят-восемьдесят лет. Но память хранит всё: и детство военной поры, и пройденные трудности.
Своими воспоминаниями о жизни в войну и после поделилась жительница Григориополя Александра Алексеевна Мунческо (Васильева), дитя войны, труженица тыла:
«Когда я родилась 1 января 1931 года, наша семья проживала в деревне Муратовка, Кораблинского района, Рязанской области, Россия. Родители работали в колхозе, занимались домашним хозяйством, воспитывали детей. Нас было семеро: четыре брата — Виктор, Николай, Сергей, Алексей и три сестры — Зина, Маша и я.
С начала войны отец сразу ушёл на фронт, а мама осталась с детьми одна. Наступило самое трудное время. Нечего было надеть, обуть, да и поесть, кроме картошки, ничего в доме почти не было. Чтобы выжить и прокормить детей, мама со старшими сыновьями работала в колхозе. А остальные старались помогать, чем могли. Мы работали на прополке, уборке, сенокосе, собирали колоски и приносили домой. Потом их высушивали, перетирали зёрнышки с помощью домашней мельницы, так получалась мука. Из неё мама выпекала хлеб в старой русской печи. Правда, это не тот хлеб, который сейчас мы покупаем в магазине. Мама добавляла в тесто собранную нами бурьян-траву-лебеду, варёный картофель, размятый в жидкую, пюреобразную массу. И вкуснее маминой лепёшки в то военное время не было ничего на свете. И всё же основной едой в доме была картошка с молоком. Спасала корова, но и её надо было кормить.
В колхозе выращивали табак, картофель, капусту, морковь. О помидорах, огурцах, баклажанах и кабачках мы в то время даже не слышали. Рабочий день начинался затемно, в четыре-пять часов утра и заканчивался поздним вечером. Почти вся работа выполнялась вручную. За каждой крестьянской семьёй был закреплён большой участок колхозной земли, на котором выращивались овощи и табак. Полученную сельхозпродукцию сдавали в колхоз, а оттуда она шла на фронт для Победы над гитлеровской Германией.
Моя семья не являлась исключением, мы тоже вносили свой вклад в общее дело. Каждое утро старшие братья ещё затемно уходили пахать поле, косили сено, убирали зерно. Вставала мама, доила корову, готовила еду. В это время я с сёстрами бежали поливать колхозную сотку. Это надо было делать и утром, и вечером. Вернувшись домой и наспех покушав, брали еду для старших и относили им в поле. И этот путь по бездорожью был не близким. Мама тоже уходила работать в колхоз. Она перебирала сено для просушки, скирдовала его в копны и снопы. Всё лето мы помогали матери на земельном участке, садили рассаду, пололи сорняки и поливали грядки, на табачном поле резали и кололи табак. Осенью рубили стебли табака, расслаивали стволы и развешивали на жерди для просушки. Помогали маме прибираться по дому и присматривали за младшим братиком. В домашнем хозяйстве имелось немного овец и кур. Мы ухаживали за ними и кормили их. Овец водили к реке, где мама тщательно промывала им шёрстку, стригла и сдавала её государству. Из овечьей шерсти вязали носки, варежки и отправляли на фронт, чтобы наши бойцы не мёрзли зимой и гнали фрицев до победного конца, до самого Берлина.
Пока шла война, в школу мы не ходили, учиться было некогда. Когда через нашу деревню пролегла прифронтовая линия, то все жители копали окопы: и взрослые, и дети. Мы все, как могли, стремились к Победе.
И этот день настал — этот День Победы не забыть никогда. Не забыть радость и счастье, что наконец-то беспощадной кровопролитной войне поставлен заслон.
Началась мирная жизнь. Народ с новыми силами принялся за восстановление страны из руин. К нелёгкому труду было не привыкать. Старшие сёстры потянулись в Москву. Я отправилась вслед за ними. Мне тогда было всего четырнадцать лет. В Москве окончила ремесленное училище школы фабрично-заводского обучения и была принята на работу на ткацкую фабрику «Красные текстильщики». Производственный процесс — непрерывный и состоял из трёх смен. Для нас, малолетних работниц фабрики, продолжительность работы у ткацкого станка составляла шесть часов. Жили в общежитии по двадцать человек в комнате. Из мебели стояли только койки в один ряд, ни шкафов, ни столов не было. Все личные вещи находились в чемодане под кроватью. Я и сёстры работали посменно и спали на одной койке по очереди.
Спустя годы познакомилась в Москве с будущим мужем, брак зарегистрировали прямо перед самым Новым годом и уехали из Москвы в Молдавию, на родину мужа. В Григориополе построили дом, в котором живу до сих пор, воспитали дочь. У меня — две внучки и пять правнуков. В честь Победы в Великой Отечественной войне награждена памятными юбилейными медалями».
Александра Алексеевна никогда не искала лёгкой работы, с малых лет до самой пенсии трудилась добросовестно и с полной отдачей сил. Сейчас ей уже восемьдесят девять лет, она не может ходить. Но, несмотря на трудное детство военной поры, душа этой простой русской женщины полна тепла и доброты.
Тяжёлые военные годы Александра Алексеевна Мунческо (Васильева) не забудет никогда и хочет, чтобы люди сберегли этот мир на Земле.
Алла Маслова