В этом году Григориополь отметит своё 225-летие. Город принадлежал к «новороссийской волне» российских населённых пунктов, образованных после присоединения к России междуречья Южного Буга и Днестра, включая большую часть территории нынешней Приднестровской Молдавской Республики. Произошло это в результате Ясского мирного договора, заключённого Российской и Османской империями по итогам русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Недавно, в начале этого года, в Приднестровье отметили 225-летие этого события, пришедшегося на 29 декабря, а по новому стилю — на 9 января.
Свой официальный 225-й день рождения Григориополь отметит в конце июля, когда православные будут поминать обретение иконы Божией матери «Троерученица». В честь неё названа в Григориополе часовня, ставшая первым православным культовым сооружением в городе. До революции существовала традиция отмечать дни рождения населённых пунктов в честь строительства первого в них храма. А, как известно, каждый собор, церковь или часовня освящались в память о каком-нибудь событии из церковного календаря. Поэтому ещё в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в Приднестровье эта традиция вернулась и понятия «храмовый праздник» и «день города (села)» снова стали синонимичными.
Но у Григориополя есть, если так можно выразится, и светский день рождения. И отмечаться он должен 27 февраля по старому или 13 марта по новому стилю.
В этот день императрица Екатерина II издала указ, которым разрешала армянским переселенцам из Османской Империи строительство у реки Чёрной города. Стоит сказать, что это уже был второй крупный населённый пункт, основанный армянами на территориях, освобождённых Россией от турок. Первой стала Нахичевань-на-Дону, основанная в 1779 году по указу всё той же Екатерины Великой. Новоприобретённые Россией земли нуждались в срочном заселении. Шло оно по нескольким направлениям. Рассчитывали и на христианских беженцев из Османской Империи, и на колонистов из Западной Европы, и на переселенцев (зачастую подневольных) из центральной России, и на выпущенных на свободу пленных. Но именно первая категория, как бы не обижались представители других народов, дала наиболее мощный толчок к развитию Новороссийского края, а тогда (в конце XVIII — начале XIX века) под ним понималось пространство от предгорий Кавказа и до Прута. В Интернете можно разыскать книгу Д.И. Багалея «Колонизация Новороссийского края и первые шаги его по пути культуры», изданную в Киеве в 1889 году. Само название уже лучше всяких предисловий говорит о том, чему посвящён этот труд. «Ростов нач. XIX ст. показался одному путешественнику небольшим городом, в котором не было ничего замечательного: жители его занимались рыболовством и торговлей; наоборот армянский Нахичевань «знатнее и правильнее расположен и богаче Ростова», — пишет о Нахичевани-на-Дону Багалей. При этом он указывает со ссылкой на анонимного путешественника, что в отличие от Ростова, армянские поселенцы в Нахичевани торговали не только пришлым товаром, но и произведёнными здесь же шёлковыми тканями и изделиями из металла. Город просуществовал до 1928 года, пока не стал Пролетарским районом Ростова-на-Дону.
Что же касается приднестровского «побратима» (Прим. Дело не в побратимских связях, которых между городами никогда не было, а в общности исторической судьбы) Нахичевани-на-Дону, то он существует и сегодня. Причём, ему уже во время существования Приднестровской Молдавской Республики вернули статус города. В бытность Советского Союза на МССР, как самую густонаселённую союзную республику распространялся особый порядок градации населённых пунктов, поэтому в других регионах СССР и более мелкие «ПГТ» (Прим. При Союзе Григориополь имел статус посёлка городского типа) гордо звались городами. Но вернёмся во времена, описываемые в книге Д.И. Багалея.
«Другая часть армян вышла из Кавказа и из-за Днестра (Прим. Нахичевань основали армяне, бежавшие из Крыма) основала город Григориополь; вышедшие из Измаила, Бендер и др. городов армяне просили себе многих льгот — и Каховский (Прим. — тогдашний Новороссийский губернатор) считал возможным удовлетворить их просьбу. Сама императрица заботилась о судьбе этих армян; губернатору Каховскому она писала, чтобы «не только все перешедшие в пределы наши сохранены были, но и чтобы находящиеся за границей их единоземцы, видя их благоденствующими, к ним присоединились»», — говорится о Григориополе в книге «Колонизация Новороссийского края и первые шаги его по пути культуры».
Кстати, несмотря на то что статус Григориополя на протяжении веков несколько раз менялся, название оставалось прежним. Хотя… Всё же был непродолжительный период, когда город носил другое название. Произошло это в царствование Павла I. «В пику» своей покойной матери император повелел переименовать город в Чёрный. Дело в том, что некогда он был основан на берегу днестровского притока — реки Чёрной. Но название не прижилось, а сам этот днестровский приток слился с Днестром.
/ИА «Новости Приднестровья»/