«Долина счастья»
В 15 километрах от города Григориополя находится посёлок Глиное. Сегодня он более известен тем, что на территории населенного пункта размещается крупнейшее пенитенциарное учреждение в республике. Хотя ещё столетие назад привязка места к колонии имела совершенно иную смысловую нагрузку.
Иностранные гости, успевшие приобрести отрывчатые сведения об истории поселения, стремились воочию увидеть край, некогда заселённый немецкими переселенцами, и обогатиться ценным журналистским (исследовательским) материалом.
Съехав с крупнейшей транспортной артерии Приднестровья, движемся вглубь Григориопольского района по дороге, где 200 лет назад проходила заключительная часть маршрута для сотен семей немецких колонистов, обретавших новый дом в степях южного Поднестровья.
Из Григориополя, ставшего для них перевалочным пунктом, немцы направлялись к балке Чёрной, на склонах которой им были выделены казённые земли. Ранее здесь располагалась Глиная слобода, основанная, предположительно, старообрядцами. В конце XVIII века здесь осела группа черноморских казаков, вскоре покинувших край и переселившихся на Кубань. По воспоминаниям современников, к моменту прихода колонистов в селе было несколько домов без оград и маленькая церквушка.
Однако место, выбранное администрацией края для строительства немецкой колонии, новосёлам сразу пришлось по душе. Новые хозяева предложили именовать его Глюксталь, что переводится как «Долина счастья и удачи».
В удачу верят и баварские журналисты, рассчитывающие найти в приднестровских селениях частичку своей родины.
Что ищешь ты в краю далёком?
После включения нашего края в состав Российской Империи остро становился вопрос заселения по большой части пустующих и неосвоенных территорий. Правительство предоставляло большие льготы и «подъёмные» иностранцам, решившим переселиться на эти земли.
Приоритет отдавался стонущим под турецким гнётом балканским народам и населению германских городов и княжеств. В 1793 году, спустя два года после Ясского мира, Екатерина II издаёт указ о приглашении немцев на территорию Приднестровья.
Императрица мечтала превратить «Дикое поле» в богатый цветущий край. Хозяйственное развитие этих земель Екатерина представляла на примере немецких деревень, с ухоженными домами, обилием мастерских и лавок, возделываемыми пашнями и крупными животноводческими фермами.
Манифест Екатерины II о приглашении иностранных колонистов
Учитывались и ментальные особенности переселенцев: упорство, трудолюбие и стремление к точности и порядку. Недаром одна из самых популярных немецких пословиц гласит: «Beharrlichkeit überwindet alles» (Упорство (настойчивость) все преодолеет).
Как было сказано выше, мотивировать колонистов должны были значительные налоговые льготы и предоставление крупных земельных наделов. Одна семья получала в своё пользование по 60 десятин земли (более 65 га), на их переселение и устройство из казны выделялось по тысяче рублей серебром, на современные деньги это примерно 600 тыс. рублей РФ. К слову, современные переселенцы-участники программы «Соотечественники» могут рассчитывать в среднем на 300 тыс. рублей на семью.
Переселенцы прошлых столетий освобождались от некоторых податей, не подлежали набору в армию, почти все административные вопросы, включая судопроизводство, решались внутри общины.
Свод законов Российской Империи гласил: «Колонистам предоставлялись права гражданства и в их колониях, и на территории всей империи. Они могли свободно распоряжаться своим имуществом: продавать, дарить, покупать земли у казны или помещиков, строить на них предприятия, заниматься торговлей, вступать в гильдии, цеха, заключать письменные контракты, давать обязательства, векселя, счета с согласия их местных властей».
Немало важным фактором было то, что на территориях поселений колонистов соблюдалась веротерпимость, чего не наблюдалось в самой Германии. После окончания 30-летней войны, вызванной в том числе и религиозным противостоянием, на территориях немецких княжеств хоть и декларировалась свобода вероисповедания, но по факту действовал принцип «cujus regio, ejus religio» (с лат. — «чья власть, того и вера»). Подданным, не желавшим переходить в выбранную князем веру, оставалась лишь эмиграция.
Немецкое Приднестровье
Первых колонистов из Германии пригласил к себе на работу знаменитый русский военачальник немецкого происхождения, герой Отечественной войны 1812 года, граф Петр Христианович Витгенштейн. Поселившиеся в имении виноградари основали близ Каменки поселок Антуанетовку. Всего к середине XIX века на территории Приднестровья было более 10 немецких поселений. Самые крупные из них: Лилиенталь (Победа), Бергдорф (Колосово), Глюксталь (Глиное), Нойдорф (Карманово), Ной-Глюксталь (хутор Волчий), Кронталь (хутор Тимуш), Нойланд (Еленовка), Нейфельд (хутор Шмолль), Гиршберг (хутор Брынза), Гейнрихсдорф (Бессарабка), Ной-Шлёссель (Новая Андреяшевка), население которых превышало 9 тыс. человек.
Карта немецких поселений в Приднестровье
Образовывались крепкие аграрные общины. Поселенцы выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, овощи и картофель, закладывали новые сады и виноградники. Развито было и животноводство.
Освоившись на новом месте, колонисты сохранили свой уклад, традиции, язык и культуру. Естественная ассимиляция проходила крайне медленно, и касалась прежде всего хозяйственных процессов, одежды и национальной кухни. Семья Владимира Лавриненко переселилась в немецкую деревушку Кляйн-Бергдорф (ныне село Красное Григориопольского района) в 30-е годы прошлого века. Отец Владимира Семёновича, спасаясь от репрессий и рискуя быть раскулаченным, переехал с родными по приглашению шурина в более спокойное место.
Владимир Лавриненко с родными
«Колонисты вели достаточно закрытый образ жизни. Правда, нашу семью приняли очень тепло и при надобности оказывали помощь. Моего отца уважали за то, что он не боялся трудиться и обеспечивал большую семью на тот момент из 7 человек. Немцев отличал сильный дух коллективизма: всем селом строили дома, добывали камень и производили растворы из глины», — рассказывает Владимир Лавриненко.
Значительная часть немецких поселенцев проживала в образованной Глюкстальской волости. Волостной центр быстро разрастался, и к середине XIX века насчитывал уже около 2 тысяч жителей. На месте хижин из дёрна и плетённых изделий появлялись массивные каменные постройки. Один из типичных немецких домов хорошо сохранился и сегодня.
Его хозяйка, очевидно нечасто принимающая у себя туристов, радушно встречает нас и устраивает мини-экскурсию по своему жилищу. Первым делом бросается в глаза толщина несущих стен и высота потолка, местами имеющего дугообразную форму. Комнаты в доме большие и очень светлые, в каждой как минимум 2-3 окна.
Ещё одна постройка, сохранившаяся со времён колонии, — лютеранская кирха.
В конце 30-х культовое сооружение переоборудовали в клуб.
А вот в храме другой колонии Нойдорф (ныне Карманово) и сегодня совершают обряды. В начале 90-х жители села восстановили бывшую баптистскую церковь, правда в настоящее время это православный приход.
Как правило, в колониях возле молельни располагалось кладбище. Ни в Глином, ни в Карманово немецкие гражданские кладбища не сохранились. Однако сельчане до сих пор продолжают находить старые могильные плиты.
«В самом центре села располагалось гражданское немецкое кладбище. Надгробные плиты на нём были вытесаны из ракушечника. Когда велись работы по строительству дома культуры, здесь были вскрыты 5 могил немецких колонистов, впоследствии они были перезахоронены на сельском кладбище», — рассказала глава администрации посёлка Карманово Людмила Кептине.
Людмила Кептине
Сегодня потомков немецких переселенцев на месте бывших колоний практически не осталось. Лидия Гельм – одна из немногих жителей Карманово, имеющих немецкие корни, рассказывает, что пик эмиграции пришёлся на годы ВОВ, когда отступающие силы Вермахта в принудительном порядке заставляли колонистов следовать за ними. Те же, кому удалось вернуться в родные края после войны, уехали в 90-е годы прошлого века.
Лидия Гельм
По словам местных жителей, ежегодно из Германии и США сюда приезжают потомки колонистов. При их поддержке в Глином и Карманово были открыты памятные знаки, напоминающие о переплетении культур и судеб в богатом своей историей крае.
Наша поездка подошла к завершению. Немецкие коллеги признаются: несмотря на то, что сегодня в бывших колониях мало что напоминает об их родине, их поразило отношение людей к своему прошлому, к сохранению исторической памяти.
«Мы приехали сюда как иностранцы, а уезжаем как друзья!», — добавляет, прощаясь с Приднестровьем, Ральф Юрген Шонхайнц.