Приближается 9 мая, когда мы будем отмечать День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта Победа досталась огромной ценой и неимоверными усилиями всего советского народа. Красная Армия гнала фашистов до самого Берлина и разгромила гитлеровскую Германию в её зверином логове. Труженики тыла работали на заводах и фабриках, в селе и на собственных земельных участках, приближая этот День Победы, как могли. Наравне со взрослыми трудились и дети, терпеливо перенося выпавшие на их долю лишения, ждали конца войны и верили в мирное светлое будущее. Главным было — выстоять и победить. И народ выстоял и победил!
Вот поэтому нам дороги рассказы соотечественников о тех далёких годах. В предпраздничные дни — беседа с одним из старожилов Григориополя Петром Кирилловичем Мотынга:
«Родился я в Григориополе 20 августа 1929 года в многодетной семье крестьян. Целыми днями родители трудились в колхозе. Отец мечтал, чтобы его дети, а их было шестеро, обязательно получили образование. В то время в Григориополе было три школы — молдавская, русская и украинская, куда ходили дети разных национальностей.
Начальная молдавская школа, где я учился, находилась на том месте, где сейчас располагается Центр социального страхования и социальной защиты города Григориополя и Григориопольского района.
Я очень старался и учился на «отлично», за успеваемость имел похвальные грамоты. Отец гордился моим прилежанием и возлагал на меня большие надежды.
Но вот грянула война. Григориопольский район оказался под немецко-румынской оккупацией. О жестокости фашистов и избиениях местного населения не хочется вспоминать. Действующие школы закрыли. Учиться теперь можно было только в румынской школе, говорить только по-румынски. Но, несмотря на все трудности того времени, я успешно окончил пятый и шестой класс румынской школы.
В апреле 1944 года наступила весна освобождения, и Красная Армия избавила Григориопольский район от захватчиков. Отца вызвали в полевой военкомат, показали, как пользоваться огнестрельным оружием, и отправили на фронт. Но недолог был военный путь моего отца. Он погиб смертью храбрых в бою за село Пугачены Новоаненского района Республики Молдова.
Мать осталась одна с детьми. Осенью 1944 года брата Николая призвали в армию, и он ушёл на фронт добивать фашистскую нечисть. А я в семье остался за старшего. Однажды к нам домой пришла бригадир табачной бригады и предложила маме отпустить меня работать в колхоз. На тот момент мне было всего пятнадцать лет. Мама согласилась. И я пошёл трудиться на табачное поле в Карманово. В звене работали ещё четыре подростка, как я, а бригадиром был глухой дед Василий Моралюк. Мы пахали, сеяли пшеницу. Местные ребята складывали сено в скирды. Там же в Карманово был развёрнут полевой госпиталь. После Карманово нас отправили в Красную Бессарабку. Здесь на месте я выбрал себе хорошие две кобылы, запряг их в телегу, и стал ездовым. Ранним утром отвозил работников на поле и после трудового дня обратно. Там же на полях впервые увидел комбайн. И это чудо сельскохозяйственной техники настолько сильно покорило меня, что я решил обязательно освоить эту машину. Когда вернулся в Григориополь, сразу пошёл в колхоз имени Дзержинского и устроился работать в тракторную бригаду ездовым и, кроме людей, возил воду на поля.
9 мая 1945 года со всех рупоров прозвучала священная и долгожданная для советского народа Победа «со слезами на глазах». А в 1946 году меня вызвали в Григориопольский военкомат и вместо призыва на срочную действительную военную службу направили в школу фабрично-заводского обучения, где я и другие призывники получили строительную специальность. Затем откомандировали в «Гражданстрой» города Тирасполь на восстановление после военной разрухи городского жилищного фонда. Мы строили новые здания, строили новую жизнь. Там я проработал пять лет.
А 25 ноября 1950 года меня призвали на военную службу на Черноморский флот в Севастополь, где я за четыре месяца, вместо положенных восьми, прошёл ускоренный курс молодого бойца и попал на крейсер «Дзержинский». На Черноморском флоте отслужил пять лет и 28 октября 1955 года был демобилизован. Вернулся домой, в Григориополь. Так, как из одежды была только морская форма, в ней и ходил.
Однажды на улице встретился с Тимофеем Сергеевичем Мотынга из Григориопольской машинно-тракторной станции (МТС). Он поинтересовался у меня, как я собираюсь жить и где работать. В разговоре с ним, узнал об открывшихся в Котовском районе курсах механизаторов сельского хозяйства. Преимущества бесплатного обучения в течение года — полное государственное обеспечение, питание и выплачиваемое денежное пособие в размере двести шестьдесят рублей. Учебные курсы готовили механизаторов для освоения Целины. Я решил, что обязательно поступлю туда и окончу обучение. 28 декабря 1956 года был последний государственный экзамен, оценки в аттестате — только «отлично», чем горжусь и сегодня. Тем не менее, на целину я не попал, благодаря главному инженеру Григориопольской МТС, который сказал, что и тут нужны такие ценные кадры. В результате я был назначен бригадиром тракторной бригады в Гыртоп по личной просьбе, так как в Гыртопе жила моя мама и вся наша большая семья. Когда же Григориопольский район соединили с Дубоссарским, нашу ремонтно-техническую станцию расформировали, и я два года работал в колхозе имени Мичурина. А, когда Григориопольский район был снова воссоздан, я перешёл работать механиком в Межколхозное строительное объединение (МСО), которое впоследствии было переименовано в Колхозное строительное отделение (КСО). Здесь я проработал тридцать лет. На пенсию отпускать не хотели, но из-за ухудшающегося состояния здоровья ушёл на заслуженный отдых в 1989 году. Имею государственные награды — медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Труженик тыла», «Ветеран труда», знак «Ветеран Кохозстроя» МССР, юбилейные медали к Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и другие».
Петру Кирилловичу Мотынга — 90 лет. У него — золотые руки, отличная память, дружная семья. С женой Верой он познакомился благодаря своей двоюродной сестре. Девочки вместе учились в Бендерском финансовом техникуме. Женился Пётр Кириллович в двадцать восемь лет, вместе с женой воспитали двоих сыновей. Правда, любимой Веры уже нет рядом, но сердце радуют добрые плоды их жизни — два внука и внучка, два правнука и правнучка.
Завершая беседу, Пётр Кириллович посетовал, как быстро и незаметно промчались года в постоянном труде и заботах.
Но в этом подтянутом мужчине в полосатой тельняшке и сегодня можно увидеть ту стойкость и крепость духа, без которых народу СССР невозможно было выстоять и победить в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Мы должны знать и помнить их подвиги!