75-летию победы Яско-Кишинёвской операции посвящается
Яркие страницы боевого пути Красной Армии в годы Велико Отечественной войны на территории Григориопольского района. Сёла нашего Григориопольского района расположены в живописно-красивых местах. Мы побывали в тех местах, где по рассказам и описаниям ветеранов ВОВ, активных её участников, была выполнена оперативная маскировка ложного сосредоточения войск.
Весной 1944 года, после освобождения Приднестровья, сразу форсировать Днестр не удалось, так как противник был сильно укреплён в обороне. Поэтому командование продумывало, как обмануть фашистов. Было решено создать объект ложного сосредоточения войск.
С апреля 1944 года военные строители строили свайные мосты через Днестр, переправы, причалы. Силами фронтовых частей велась стройка между населёнными пунктами Шипка-Тимуши-Григориополь-Карманово-Дубоссары. Довольно большая территория, на которой выполнялась операция ОМ (оперативная маскировка) по дезориентации противника. Необходимо было имитировать сосредоточение крупных соединений в районе северо-восточнее Кишинёва в непосредственной близости к фронту.
К проведению мероприятий по оперативной маскировке были привлечены военные строители. Одной из частей была часть 29-го Управления военно-полевого строительства (УВПС) под командованием инженер — подполковника Игоря Григорьевича Челайкина. Активное участие принимал инженер — майор Анатолий Петрович Макаров.
Обсудив директиву о проведении оперативной маскировки, задача была совершенно ясной: надо было обмануть фашистов, заставить их поверить в сосредоточение крупных сил в Григориопольском районе: Шипка-Дубоссары, нацеленных, якобы на Кишинёв.
План проведения оперативной маскировки держали в секрете, так как, если враг догадается о действительной сущности работы, сможет форсировать Днестр и прорвать наш фронт со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Выполняя задание, мы не на минуту не должны забывать о том, что враг будет стремиться, любой ценой узнать, что мы затеваем, и воспрепятствовать этому», — говорит товарищ Челайкин.
При существовании в то время сил, борющихся сторон, осуществить прорыв сильно укреплённой вражеской обороны можно было, только сконцентрировав силы на направлении главного удара южнее Тирасполя. При этом нужно было убедить противника, что основной удар намечается на тактически выгодном кишинёвском направлении.
К проведению мероприятий по оперативной маскировке привлекли и местное население. Определили места прикрытия войск естественной маской: рощи, лесопосадки, глубокие ложбины, балки. Все работы проводились так, что всё выглядело очень достоверно. В ложных районах сосредоточения войск устанавливались макеты танков, орудий, самолётов и других видов боевой техники. Были возведены многие ложные сооружения. Материалами служили жерди, солома, глина, брёвна, хворост, фанера. Рыли траншеи, строились огневые точки, наблюдательные пункты. Всё строилось по действующим схемам настоящих сооружений, только земляные работы велись на глубину 15 — 20 сантиметров. Необходимо было имитировать сосредоточение крупных соединений русских войск на Кишинёвском направлении. Силами фронтовых частей была имитирована интенсивная работа железнодорожных станций, на которых, якобы производилась разгрузка прибывших войск.
Выстроенные сооружения тщательно маскировались. Изредка появлялось настоящее орудие, делало несколько выстрелов, создавалось впечатление движения крупных частей в сторону фронта. Весь район ложного сосредоточения был надёжно защищён авиацией и зенитной артиллерией. При появление вражеских воздушных разведчиков, а количество их вылетов с началом работ по ОМ значительно выросло, по ним открывался интенсивный огонь с земли, а в воздух поднимались наши истребители, атаковавшие врага. Этими мерами достигались две цели: во-первых, противник лишался возможности беспрепятственно вести разведку, во-вторых, создавалось впечатление о важности охраняемого района.
В «Строительной газете» от 9 мая 1988 года напечатаны некоторые письма с фронта. В одном из них Анатолий Петрович Макаров пишет домой: «Запланированная операция была чрезвычайно засекречена». Я думал, то за зряшную работу мы делаем? Роем массу траншей на глубину 15 — 20 сантиметров. Такую бурную деятельность развернули, что в скорее одни за другими стали кружить немецкие самолёты-разведчики. Фашисты так нам поверили, что мы чуть не поплатились жизнью. Враги открыли огонь по лесу, где находились макеты артиллерии, авиации и танков. К счастью мы уцелели. Оказывается, место ложного сосредоточения войск сыграло огромную роль для прорыва обороны противника. А мы были «подставной уткой» и враг на это клюнул. Горжусь тем, что в успехе этой операции есть доля и военных строителей».
20 августа 1944 года загремела канонада по всему фронту. Создав на направлении главного удара подавляющий перевес сил, войска второго и третьего Украинских фронтов начали завершающий этап в Яско-Кишинёвской операции.
Яско-Кишинёвская операция 1944 года — наступательная операция Советских войск при поддержке кораблей Черноморского флота и Дунайской флотилии во время ВОВ явилась первым этапом важного удара по врагу. Гитлеровское командование держало свои дивизии на кишинёвском направлении. Главная операция года увенчалась успехом. 22 августа Красная Армия овладела городом Яссы, а 23 августа части второго и третьего украинских фронтов встретились в районе Хущи. 24 августа был освобождён Кишинёв, в тот же день Румыния капитулировала, а 29 августа закончилась ликвидация окружённых 22-х дивизий врага. Итоги этой операции позволили нашим войскам продвинуться на запад до Венгрии, освободить Румынию, Болгарию, Югославию.
В беседах с очевидцами ещё больше убеждаешься в том, что Григориопольский район, его жители внесли большой вклад в освобождение нашей Родины от фашизма. Пройдя через невзгоды и страдания, через тяжёлые невероятно трудные испытания народ выстоял и победил.
В 1944 году враг, отступая, разрушал всё что мог. Сильные бои были между Шипкой, Карманово и Григориополем. Наши понесли большие потери, и святое место не вспахивали до 80-х годов прошлого века. В школе села Шипка был госпиталь. Учительница Зоя Леонидовна Гушан была санитаркой-нянечкой в госпитале: «Грустно и печально, что много защитников Родины умирали на моих руках. Ранения были несовместимые с жизнью. Дорогой ценой досталась победа. Хоронили погибших за школой, где образовалось большое кладбище».
Высокий боевой дух солдат, возводивших мосты через Днестр, выполнявших удачно оперативную маскировку, позволили прорвать оборону и победить врага.
Много лет прошло с тех пор, давно перестали грохотать пушки Великой Отечественной войны, но вдохновенный труд военных строителей в защиту Родины навсегда останется в памяти народной.
Анатолий Петрович Макаров, участник ОМ прошедший войну от первого дня и до полной Победы, стал инициатором и активным участником строительства Мемориала «Защитникам Родины — Инженерным войскам, военным строителям посвящается».
Карманово проспект Молодёжи центр села, подходящее место для установки Памятного комплекса. 6 июня 1989 года началось строительство, а открытие Мемориала состоялось 25 августа 1991 года. Площадь, где установлен Памятный знак, носит имя военных строителей. Памятник украшает село, к нему приходят молодожёны и дают клятву верности. Мы надеемся, что грандиозный Памятный знак ещё долго будет украшать село и напоминать всем поколениям о страшных днях ВОВ, о подвигах солдат, о ратном труде военных строителей, об их безупречной преданности Великой Родине.
Алла Паша, учитель-краевед Кармановской школы